8 февраля, в рамках рабочей поездки премьер-министр РФ Михаил Мишустин в сопровождении Министра просвещения Сергея Кравцова посетил региональный центр поддержки одарённых детей «Полярис-Адыгея».
В региональном центре «Полярис-Адыгея», созданном по модели сочинского центра «Сириус», работают 17 лабораторий, в том числе спортивной науки, художественной и проектной деятельности, физики будущего, астрофизики и космических систем, органической и неорганической химии, математики, биохакинга, агро- и биотехнологий, машинного обучения и big data, виртуальной и дополненной реальности, робототехники и мехатроники. Большинство из них располагаются на базе Парка науки и инноваций Адыгейского государственного университета. Именно здесь экскурсию для почётных гостей 8 февраля провёл руководитель центра «Полярис-Адыгея» Роман Чумаков.
Михаил Мишустин осмотрел лаборатории спортивных наук, математики, биохакинга, компьютерного моделирования, виртуальной и дополненной реальности. Также Председатель Правительства ознакомился с анимационным роликом, подготовленным в рамках работы центра по направлению «Культура».
В лаборатории спортивных наук премьеру показали возможности тренировки на самом совершенном в мире симуляторе езды на велосипеде WattBike. Тренажёр позволяет контролировать более 40 параметров, а его уникальность заключается в применении двух контуров создания сопротивления: воздушного и магнитного. Системы обеспечивают разное восприятие нагрузки в зависимости от требований велосипедиста.
Заведующий лабораторией Анатолий Заболотний показал, как устроены тренажёры:
— Мы занимаемся изучением двигательной функции в процессе реализации спортивных локомоций, и для этого у нас есть один из самых совершенных в мире стимуляторов езды на велосипеде, — рассказал он.
Участники проектных школ центра по направлению «Спорт» продемонстрировали различные техники езды, результаты выводились на специальные мониторы в режиме реального времени.
Система анализа движения, которой оснащены тренажеры, с помощью цифровых технологий создает 3D модель движения человека со всеми кинематическими характеристиками.
«Благодаря этой системе спортсмен может построить индивидуальную программу тренировок», — уточнил Заболотний, показав, как на графике выглядит идеальное движение коленного сустава и движение с нарушением ритма.
В лаборатории математики, созданной при участии лаборатории популяризации и пропаганды математики Математического института имени В.А. Стеклова РАН и лаборатории математики Политехнического музея г. Москвы, Мишустину показали фокус с многогранником, рассказали, почему круглые люки на дорогах не проваливаются, а также перечислили возможности для того, чтобы заинтересовать ребят математикой.
фото: Пресс-служба Главы Республики Адыгея
Лаборатория математики имеет и мобильную версию, в которой оборудование удобно располагается в компактных кейсах, что позволяет активно использовать его в работе с обучающимися любой школы Республики Адыгея.
Ученик 10 класса лицея №8 города Майкопа Андрей Гогуадзе спросил у Михаила Мишустина, что в будущем будут делать для поддержки и развития школьной науки.
«Ну, во-первых, уже предпринимается очень многое. Не просто школьную науку поддерживаем, мы ее активно поддерживаем», — сказал глава кабмина, заметив, что математика как наука в этом смысле имеет приоритет, так как дает огромные возможности.
Он пригласил задававшего вопрос ученика на Международный конгресс математиков, который состоится в 2022 году в Санкт-Петербурге.
В лаборатории дизайна и анимации премьер-министр ознакомился с анимационными произведениями воспитанников центра, выполненными в технике ручной перекладки. Участники проектных школ, благодаря наличию специального оборудования, могут создавать мультфильмы, в том числе и на родном языке, популяризируя его.
В лаборатории биохакинга главе правительства показали, какие вопросы в сфере генетики изучают школьники. В частности, руководитель лаборатории Аминат Тугуз рассказала, что иммунная система играет определяющую роль в развитии атеросклероза.
«Поэтому мы ищем клетки, мы ищем медиаторы иммунной системы, которые не просто вовлечены в патогенез атеросклероза, но могут быть использованы в качестве решения для таргетной терапии», — отметила она.
Михаил Пчелинцев, ученик 11-го класса майкопской гимназии №22, призёр Всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы» в 2019/2020 учебном году, участник проектной школы по направлению «Наука», рассказал премьер-министру о проекте, реализованном им в лаборатории биохакинга. Команда школьника изучала единичные нуклеотидные замены в толл-подобных рецепторах, которые ответственны за распознавание РНК-молекулы коронавируса. В процессе изучения полиморфизмов рецепторов ребята сделали вывод, что у жителей Восточной Азии есть предрасположенность к COVID-19, потому что у них имеются в наличии полиморфизмы, которые ответственны за нарушение работы толл-подобных рецепторов.
Михаил Мишустин высоко оценил достигнутый результат, отметив, что такие исследования помогут сделать новые препараты и на ранних стадиях распознавать заболевание.
Школьник также затронул важную проблему проведения научных исследований в сельских школах:
— В моей школе есть оборудование для проведения исследований по биологии, химии, физике. А в школах в сельской местности нет такой возможности. Можно ли исправить эту ситуацию?
В ответ глава кабмина пообещал оснастить современным оборудованием 25 сельских школ в Адыгее, а в течение трёх лет – 75 школ:
— Предстоит много работы для того, чтобы обеспечить сельские школы всем необходимым оборудованием, но школьники должны иметь возможность получить такое базовое образование в любой точке нашей страны.
В лаборатории компьютерного моделирования, виртуальной и дополненной реальности Михаил Мишустин ознакомился с программными комплексами, разработанными специально для центра. Заведующий лабораторией Марат Алиев рассказал, как с помощью данных программ можно изучать различные биологические реакции, в частности, реакции человеческого зрачка на световые раздражители.
Отвечая на вопрос Эдуарда Дохужева, студента магистратуры факультета математики и компьютерных наук АГУ, инженера лаборатории компьютерного моделирования, виртуальной и дополненной реальности центра «Полярис-Адыгея» о финансировании научных исследований педагогической науки, Мишустин отметил, что в этом году для финансирования научных исследований в образовательных учреждениях будет выделено полмиллиарда рублей и в данный момент обсуждаются направления исследований, в том числе с ректорами педагогических вузов.
Призёр конкурса «Учитель года России – 2020» Сергей Левченко затронул вопрос развития цифровой образовательной среды в Адыгее. Он упомянул об экспериментальном запуске в 15 регионах отечественного сервиса организации видеоконференцсвязи «Сферум» и высказал пожелание о включении республики в их состав.
В ответ на его слова Михаил Мишустин высказал мнение, что цифровые платформы – важное направление, но они не смогут заменить хорошего учителя и личное общение, «когда у ребёнка есть пример и человек, который его увлечёт». При этом, конечно, необходимо расширять цифровое пространство. Так, Минпросвещения создаёт собственную платформу, способную «расширить горизонты рамок школьной программы и даст возможности очень активно увлечь детей».
Мишустин отметил, что очень важна обратная связь от учителей, непосредственно использующих эту платформу. Они помогут задать правильное направление её развития и внедрить непосредственно в образование.
«Но, повторю, личный пример хорошего учителя, это все знают, – наверное, самое важное. Поэтому профессия ваша замечательная», – подчеркнул премьер-министр.
В ходе общения с Главой республики Михаил Мишустин отметил высокий уровень образовательного учреждения.
«Мне кажется, что «Полярис-Адыгея» – это пример наилучшей организации процесса просвещения в России. Ребята все замечательные, столько чемпионов, даже победитель Кавказской математической олимпиады есть. Хочу поблагодарить Вас за эту работу. Если честно, меня поразили ваши молодые ребята, которые и олимпиады выигрывают, замечательными вещами занимаются – дизайном, мультфильмами, математикой. Особенно приятно это видеть в День российской науки», – подчеркнул Михаил Мишустин.
По окончании встречи Михаил Мишустин поздравил всех присутствующих с Днём российской науки и высказал желание самому поучиться в «Полярис-Адыгея»:
— И ваши учителя, и все, кто создал центр, сделали, мне кажется, совершенно замечательное место для того, чтобы вам здесь развиваться, расти. Я вам всем желаю хорошо окончить школу и поступить в лучшие вузы. С праздником!
В завершении экскурсии главе российского правительства подарили фирменную толстовку центра, с символикой зимней проектной школы по направлению «Наука», после чего Мишустин сфотографировался на память со школьниками —участниками проектной школы.
фото: Пресс-служба Правительства РФ
Справка:
Региональный центр выявления и поддержки одаренных детей «Полярис-Адыгея» (далее Центр) создан в рамках федерального проекта «Успех каждого ребёнка» национального проекта «Образование» приказом Министерства образования и науки Республики Адыгея от 17 мая 2019 года №543, как структурное подразделение Государственной бюджетной организации дополнительного образования Республики Адыгея «Республиканская естественно-математическая школа».
Региональный центр выявления и поддержки одаренных детей «Полярис-Адыгея» занимается выявлением и развитием талантов детей в области спорта, культуры, естественнонаучных дисциплин и техническом творчестве. Центр строится по модели образовательного центра «Сириус».