giagin 1


Начинать что-то новое всегда волнительно, но важно — ведь это движение вперед. И пусть не всегда все сразу складывается, главное — понимать, что от идеи до проекта всего один шаг. Но в этом шаге заложен огромный смысл.

В этом году в Центре «Полярис-Адыгея» открылось долгожданное литературное направление.

Продумывая новую образовательную программу, мы, в первую очередь, ставили перед собой задачу консолидировать усилия педагогов республики и страны, практикующих специалистов в области литературы, театра, кино, живописи — для того, чтобы помочь школьникам, увлеченным русским языком и литературой, найти сферу дальнейшей самореализации, разработать собственный образовательный маршрут.

И, как нам кажется, это удалось. Первая Летняя школа литературного творчества стала не только площадкой для пробы пера юных литераторов, но и центром живых дискуссий, обсуждений, настоящим месторождением новых идей.

Здесь действительно учились все — и педагоги, и школьники. Но не чему-нибудь и как-нибудь, как в известном романе Пушкина, а вдумчиво, серьезно, основательно и — друг у друга.


lit 3


Этим летом на литературном Парнасе в предгорьях Адыгеи встретились 26 талантливых школьников республики и 13 преподавателей, в число которых вошли, помимо педагогов-литераторов и специалистов Образовательного центра «Сириус», российские актёры, режиссёры, драматурги, художники.

Первая половина двухнедельного интенсива была посвящена базовой теоретической и олимпиадной подготовке. На семинарах участники программы активно обсуждали известные произведения, фильмы, знакомились с различными литературными жанрами. Особый интерес у школьников вызвал нартский эпос — благодаря лекциям преподавателя Евгении Горюновой.

Вторая, практическая часть образовательного интенсива «Мастерские письма и текстов новой природы» предусматривала проектную деятельность участников в рамках одного из пяти направлений. Работу над проектами ребята вели под чутким руководством целой команды наставников из образовательного центра «Сириус».

Так, в мастерской преподавателя-исследователя СПбГУ Глеба Чэна «Текст 2.0» школьники осваивали искусство создания лонгрида, примерив в процессе на себя роли веб-дизайнеров, художников, фотографов и журналистов. Ребята учились создавать электронные публикации с использованием различных типов контента, добиваясь эффекта «погружения» читателя в историю. Результатом работы мастерской стал увлекательный материал об истории адыгской письменности.


lit 5


В мастерской игротехники участники программы попробовали себя в качестве сценаристов, геймдизайнеров, художников — создавали игры, проектировали архитектуру и логику игровых миров, продумывали действия персонажей. Помогал школьникам кандидат педагогических наук, доцент Невского института языка и культуры, руководитель проекта «Ученый мир», автор методик по развитию творческого воображения, сертифицированный специалист по ТРИЗ Сергей Модестов. Итогом работы стала настольная игра «Тень дракона», которую ребята создали по мотивам произведений знаменитого писателя Евгения Шварца.

В мастерской «Пиши, снимай» участники программы под руководством аспиранта Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН Софьи Манухиной ознакомились с техникой видеопроизводства stop-motion, самостоятельно срежиссировали, проиллюстрировали, сняли и смонтировали полноценный короткометражный мультфильм по мотивам нартских сказаний.

В мастерской с загадочным названием «Театр теней» ребята учились управлять безмолвными фигурами, придумывать сюжеты и персонажей, озвучивать и представлять. Результатом кропотливой работы стал собственный мини-спектакль (также по тематике нартского эпоса), который школьники подготовили вместе с наставником — главным специалистом направления «Литературное творчество» Центра «Сириус» Екатериной Исаевой.

Наконец, в мастерской известного российского сценариста и актера, члена Союза писателей Москвы, члена Союза театральных деятелей России Александра Коровкина ребята пробовали себя в драматургии, постигали законы жанра, изобретали собственные «фишки» и сюжетные ходы. Плодом совместной деятельности стали захватывающие «маленькие комедии», которые были представлены авторами на отчетном мероприятии школы — фестивале мастерских — вместе с проектами других творческих коллабораций.


lit 4


На торжественной церемонии закрытия Школы преподаватель Евгения Горюнова презентовала итог коллективной работы участников проекта — сборник литературных произведений по мотивам нартских сказаний «Живой эпос».

Кроме того, юные литераторы стали участниками Всероссийского молодежного движения «Школа волонтеров чтения». Ребята разработали и представили собственные идеи для читательских инициатив, которые позволят привлечь внимание сверстников к чтению. Теперь ребятам предстоит внедрить предложенные идеи в школах республики.

Подводя итоги работы, руководитель Школы литературного творчества Наталья Ересько обратилась к школьникам со словами напутствия:
«Вы — эмиссары книги, вы — именно те, кто докажет своей жизнью, своим творчеством, что читающий человек — это человек, перед которым открывается гораздо больше. Вы умеете тонко подмечать и чувствовать, но, решив связать свою жизнь с профессией литератора, вы также принимаете на себя огромную ответственность. Желаю вам чистоты помыслов и неиссякаемого вдохновения!»

Благодарим педагогов, наставников, школьников за активное участие в проекте. С нетерпением ждем новых встреч на наших образовательных программах!


 sir math 2